МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 469
ПРИНЯТО:
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ-
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
ДАВАЙ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА
Составитель: Рудзинская Марина Кимовна,
педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………3
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы…………………………………………..3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы…………………………..3
1.1.3. Дислалия: классификации, причины, симптомы, диагностика, коррекция
дислалии..............................................................................................................................3
1.1.4. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием …...7
1.1.5. Планируемые результаты освоения программы………………………………...8
2. Содержательный раздел
2.1.
Содержание программы ………………………………………………………..8
2.1.1. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями…………..10
2.1.2. Вариативность форм методов и средств, используемых в организации
образовательного
процесса…………………………………………………………………..11
2.1.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………………13
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации образовательного процесса…………………………15
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы…………………………….16
3.3. Перечень программ используемых в работе с детьми……………………………19
4. Дополнительный раздел
4.1. Аннотация к рабочей программе дошкольного коррекционного образования
детей с дислалией и
ФФН…………………………………………………………………20
5. Приложение
5.1. Учебный план непосредственной образовательной деятельности………………21
5.2. Индивидуальный план непосредственной образовательной деятельности….....21
5.3. Последовательность автоматизации поставленного звука……………………….23
2
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него
правильной речи. Данная программа разработана в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании», Приказом Минобрнауки России «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», а также в соответствии с целями и задачами
образовательной программы учреждения. В течение года учитель-логопед работает
не менее чем с 15 детьми-дошкольниками.
Основной контингент – дети с дислалией, ФНР. Преимущественно
индивидуальная форма занятий.
Программа систематизирует работу учителя – логопеда по устранению
речевых дефектов у детей 5 – 7 лет.
В основе разработки программы пособие для учителей – логопедов
«Исправление недостатков произношения у школьников» Е. Ф. Рау, В. И.
Рождественской; «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф.
Фомичевой.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы – коррекция различных нарушений звуковой стороны речи
Основные задачи:
1. Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.
2. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков.
3. Устранение дефектного звукопроизношения.
4. Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически.
5. В процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой
гимнастики.
6. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия.
7. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на
определенную специфичность, строится на основе общих педагогических
принципов, в первую очередь постепенности перехода от более простого к более
сложному, сознательности усвоения материала, учета возрастных и индивидуальных
особенностей.
1.1.3. Дислалия: классификаци, причины, симптомы, диагностика, коррекция
дислалии
Дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном
слухе и первично сохранном интеллекте.
3
Классификация дислалии
В настоящее время выделяют две формы дислалии: органическую
(механическую) и функциональную.
Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения
артикуляционного
(звукообразующего)
аппарата.
В
отличие
от
нее
функциональная
дислалия
развивается
под
влиянием
обратимых
нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.
В зависимости от причины выделяют следующие формы функциональной
дислалии:
Моторная. Она обусловлена нейродинамическими нарушениями в
центральном отделе речедвигательного аппарата.
Сенсорная. Данная форма функциональной дислалии связана с
нейродинамическими изменениями в центральном отделе речеслухового аппарата.
произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из
одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих),
Смешанная форма.
При моторной форме функциональной дислалии наблюдается фонетический
дефект, связанный с недифференцированными и неточными движениями языка и
губ.
На фоне сенсорной дислалии у больного возникают сложности со слуховой
дифференциацией сходных по своему звучанию фонем (свистящих и шипящих,
звонких и глухих, мягких и твердых). Это сопровождается заменами и смещением
звуков во время устной речи, а на письме аналогичными заменами букв.
Смешанная форма функциональной дислалии сочетает в себе признаки обеих
форм и называется сенсоматорной функциональной дислалией.
Также выделяют артикуляторно-фонетическую, артикулярно-фонематическую
и акустико-фонематическую дислалию.
С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при
неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном говорят о
мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например,
свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.
Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при
дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого
алфавита:
Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р']
Ламбдацизм - недостатки произношения [л] и [л']
Сигматизм - недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и
свистящих [с], [с'], [з], [з']
Йотацизм – недостатки произношения [й]
4
Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г']
Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к']
Хитизм - недостатки произношения [х] и [х']
Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и
наоборот.
Дефекты смягчения и твердости - замены мягких согласных парными твердыми
звуками и наоборот.
При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм +
ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.)
В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены
звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм,
паракаппацизм, парахитизм.
Причины дислалии
Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в
анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому
относятся: челюсти, зубы, губы и язык.
К развитию функциональной дислалии приводят биологические и социальные
факторы:
•
•
•
•
•
•
Педагогическая запущенность;
«Сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
Косноязычная, торопливая речь взрослых, ухаживающих за детьми;
Двуязычие в семье;
Минимальная мозговая дисфункция;
Общая физическая слабость ребенка.
Симптомы дислалии
Основным признаком дислалии являются дефекты при произношении звуков:
•
Пропуски – выпадения звука в определенных позициях;
•
Замены – один звук систематически заменяется другим;
•
Смещение – ребенок может правильно произносить звуки, но в речи путает
их;
•
Искажение – этот признак дислалии заключается в ненормированном
произношении звуков, а также использовании звуков, не используемых в
фонетической системе родного языка.
При дислалии лексико-грамматическая сторона речевого развития чаще
соответствует возрасту ребенка, то есть имеется достаточный уровень связанной
речи, умение правильно использовать множественное и единственное число,
падежные окончания, неискаженная слоговая структура, хорошо развитая словарная
база.
5
Диагностика дислалии.
В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или
функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустикофонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного
звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).
При
механической
дислалии
ребенку
может
потребоваться
консультация стоматолога (хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии –
детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского
отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.
Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить
со стертой дизартрией.
Коррекция дислалии
Коррекция дислалии проводится в три этапа:
1. Подготовительный. При механической дислалии на этом этапе необходимо
устранить
анатомические
дефекты
в
речеобразовательном
аппарате
(ортодонтическое лечение, пластика уздечки и т.п.). При функциональной моторной
дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной
гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических
процессов. Также на подготовительном этапе логопед уделяет внимание развитию
мелкой моторики, формированию направленной воздушной струи и отработке
произношения опорных звуков.
2. Этап формирования первичных навыков произношения. Он включает в себя
постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах,
предложениях, а также дифференциацию звуков.
3. Этап формирования коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо
сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в
любых ситуациях общения.
При дислалии логопедические занятия должны проводиться не реже, чем три
раза в неделю. Очень важно, чтобы и дома родители систематически занимались со
своим ребенком, выполняя все указания специалиста, следили за правильностью
выполнения им артикуляционной гимнастики.
При простой дислалии продолжительность занятий составляет от одного до
трех месяцев, а при сложной – до полугода.
6
1.1.4. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение
процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков,
отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция
звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков,
низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным
показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФН строится с учетом особенностей
психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие
органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения
управлять собой и другими психическими процессами.
Направления коррекционно-развивающей работы:
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
• развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их
сочетаний в предложении;
• обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
•
воспитания умений правильно составлять простое и сложное
распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в
самостоятельной связной речи;
• развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой
определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в
произношении фонем;
1.1.5. Планируемые результаты освоения программы
В итоге логопедической работы дети должны:
7
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и
формах речи;
•
четко дифференцировать все изученные звуки;
•
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
•
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
•
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе,
чтении стихов;
•
владеть свободной связной речью.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной области «Речевое развитие»
Содержание программы состоит из двух основных направлений:
1. Коррекция звукопроизношения;
2. Коррекция фонематического недоразвития речи.
По этим направлениям работа ведётся параллельно.
Коррекция звукопроизношения состоит из двух этапов:
А) Подготовительный этап;
Б) Формирование произносительных умений и навыков
Задача
подготовительного
этапа
—
развитие
подвижности
артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики ;
развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях; формирование и развитие артикуляционной моторики
до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная
артикуляционная гимнастика);
развитие мелкой моторики, развитие
физиологического и речевого дыхания; консультация врачей (если необходимо);
вызывание интереса к занятиям.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков
и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания
логопеда и больших затрат времени.
На этапе формирования произносительных умений и навыков основными
задачами являются:
•
устранение
дефектного
правильной артикуляции звука;
звукопроизношения
и
формирование
8
•
формирование практических умений и навыков пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически
правильной) речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
1. Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
2. Шипящий [ш].
3. Соноры [л], [л`].
4. Шипящий [ж].
5. Соноры [р], [р`].
6. Аффрикаты [ч], [ц].
7. Шипящий [щ]
Данная последовательность определена естественным (физиологическим)
ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные
индивидуальными особенностями отдельных детей.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Этапы работы над разными звуками представлены в таблице в приложении.
Параллельно с работой над звукопроизношением ведётся работа над:
9
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Развитием мелкой моторики;
Развитием физиологического и речевого дыхания;
Силой выдоха;
Активизацией познавательных процессов;
Развитием слухового внимания, памяти;
Развитием фонематического восприятия;
Развитием зрительного внимания, восприятия, памяти;
Развитием логического мышления;
Активизацией словарного запаса;
Развитием навыков словообразования и словоизменения;
Развитием связной речи.
В течение всей работы над коррекцией звуков воспитатели групп и родители
должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
2.1.1. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями
Успех коррекционно-развивающей работы
определяется строгой,
продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в
учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей. Естественный путь
осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и
воспитателей. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор
коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую
помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно
общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может
определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и
развивающей направленности. Для достижения оптимальных результатов
коррекционной работы были разработаны формы взаимодействия с воспитателями.
1.Беседы с воспитателями по результатам проделанной работы за прошедший
день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.
2. Особое внимание обращаем на проведение логопедических разминок , где
воспитатель упражняет детей в правильном речевом дыхании, чувстве ритма и
выразительности речи, работает над просодической стороной речи, развивает
артикуляционный аппарат и мелкую моторику.
3. Одним из условий повышения качества коррекционной работы, это
закрепление воспитателем материала по индивидуальной тетраде ребенка, куда
входят упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, и
контроль за ними.
4.
Организации
совместной
деятельности
и
совершенствованию
профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных
форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры,
методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок
методической и научной литературы.
10
Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли
цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном
развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в
слаженном взаимодействии между собой.
6. Важное значение имеет самостоятельная деятельность воспитателя, где он
осуществляет наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом
периоде коррекционного процесса: проводит логочас, организует подвижные и
сюжетно – ролевые игры, не забывая контролировать правильное использование
поставленных или исправленных логопедом звуков.
Провожу для воспитателей консультации, семинары-практикумы о:
• правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
• необходимости ежедневных занятий
• индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые
дефекты
• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз,
заучивание стихотворений)
• контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время
режимных моментов
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и
формировании
звукопроизношения
по
организации,
приёмам,
по
продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное
отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством
логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя
устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в
целом.
2.1.2. Вариативность форм методов
организации образовательного процесса
и
средств,
используемых
в
Работа логопеда начинается с комплексного обследования речи и связанных
с ней неречевых психических процессов детей старшего возраста. В процессе
обследования логопед выявляет объем речевых навыков у ребенка с речевой
аномалией, сопоставляет его с возрастными нормативами, а также с уровнем
психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона,
речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.
В соответствии с речевым статусом и учетом структуры речевого дефекта идет
комплектование детей.
Формы:
Непосредственно-образовательная деятельность (занятие) - одна из
основных форм организации работы с детьми с речевой патологией при условии
11
максимального использования игровых форм и приемов в рамках каждого занятия.
Вид занятия: индивидуальный.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации
программы при организации коммуникативной деятельности. Виды игр:
дидактическая.
Игровая ситуация – форма работы, направленная на приобретение ребенком
опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на
основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.
•
Чтение – основная форма восприятия художественной литературы, а также
эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной
деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных
образовательных областей.
•
Ситуации: ситуации общения и взаимодействия, игровые ситуации,
проблемные ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по
интересам детей, ситуационные задачи.
•
Мастерская – форма организации продуктивной деятельности, позволяет
также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную,
познавательно-исследовательскую деятельность.
•
Умственное экспериментирование – осуществляется только в мысленном
плане (в уме). Оно осуществляется с помощью поисков ответов на поставленные
вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.
•
•
Беседы, загадки, рассказывание, разговор.
Викторины и конкурсы – своеобразные формы познавательной
деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в
которых предполагается посильное участие детей.
•
Методы:
Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных
представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
(образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.).
•
Методы создания условий, или организации развития у детей первичных
представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод
приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения,
образовательные ситуации).
•
Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и
опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа,
чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение,
наблюдение и др.).
•
Информационно-рецептивный
метод
–
предъявление
информации,
организация действий ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
•
12
рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов,
компьютерных презентаций, рассказы логопеда или детей, чтение).
просмотр
Репродуктивный метод–создание условий для воспроизведения представлений
и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе
образца логопеда, беседа, составления рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель).
•
Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на
части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях).
•
Исследовательский метод – составление и предъявление проблемных
ситуаций и опытов (творческие задания, опыты).
•
Средства:
•
Демонстрационные и раздаточные.
•
Визуальные, аудийные, аудиовизуальные.
•
Естественные и искусственные.
•
Реальные и виртуальные.
Средства, направленные на развитие деятельности детей
•
Игровой деятельности: игры, игрушки.
•
Коммуникативной деятельности: дидактический материал.
Чтения художественной литературы: книги для детского чтения, в том числе
аудиокниги, иллюстративный материал.
•
Познавательно-исследовательской деятельности: натуральные предметы,
образно-символический материал, в том числе макеты, карты, схемы, модели,
картины и др.
•
Продуктивной деятельности:
рисования, конструирования.
•
оборудование
и
материалы
для
лепки,
2.1.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
При взаимодействии учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной
работы результатом работы должно стать преодоление проблемы различия в
позициях педагога и родителей в области коррекции речевых нарушений у детей.
Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет
родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно
скажется на эффективности работы. Работа с родителями результативна, если
строится поэтапно, исходя из следующих принципов.
1. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры
родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность
логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.
13
2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который
определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого
ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и
именно у меня научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный
интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную
деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в
области коррекционной педагогики.
3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам
процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного
принципа заключается в том, что при определении содержания и форм
взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых,
родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а
партнёры, и мы им призваны помогать.
4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого
является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать
здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление
предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по
отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители
смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные
качества и способности.
5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей
от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на
несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать,
поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше
познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
Формы взаимодействия с семьёй.
Родительское собрание.
Данная форма взаимодействия с родителями является традиционной и самой
распространённой. Главной своей задачей я считаю, доведение до родителей
информации о том, как важна и необходима своевременная работа по
формированию и совершенствованию звуковой культуры речи. Особое внимание
уделяю беседе о выполнении рекомендаций дом. Отведённое на выступление
логопеда время, возникает потребность введения новых форм взаимодействия с
семьёй. Одной из них является мастер-класс.
Мастер-класс. Основной принцип мастер-класса – «Я знаю, как это делать, и
я научу вас». Это современная форма проведения обучающего семинара для
родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в
вопросах коррекции речевых расстройств.
В момент проведения мастер-класса часто предлагаю сделать родителям
пособие, которое пригодится в работе дома и поможет сделать работу с ребёнком
более эффективной и приятной. Так на мастер-классе «Вместе весело дышать» мы
делали пособие для игры «Обжорливые фрукты», которое помогает в развитие
14
неречевого и речевого дыхания. На встрече «Автоматизация звуков в речи через
игру» родители делали «Звуковую дорожку», и даже сами увлечённо поиграли в неё.
Картинки для «Звуковых дорожек» подбирала самостоятельно, исходя из этапа
работы над звуками на котором находится ребёнок.
Письменная консультация. Такую форму сотрудничества можно назвать
заочной. Для меня главным её преимуществом является то, что таким способом
можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и
практического материала. При этом используя интернет-ресурсы или тетрадь
ребенка, все родители имеют возможность получить материалы проведённого
мастер-класса или индивидуальной консультации.
Индивидуальная консультация. Одной их форм работы, которая помогает
мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его
семьёй, является консультирование. От того, как протекают первые встречи
логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их
сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу приходят оба родителя.
Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким
кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие
термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении.
Обязательным моментом индивидуального консультирования считаю обсуждение
успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.
В своей работе я предпочитаю совмещать индивидуальное консультирование
с открытым индивидуальным занятием для родителей.
Открытое индивидуальное занятие. На индивидуальные занятия приглашаю
родителей детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Эта форма работы
помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами
логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы. На
подготовительном этапе, целью которого является подготовка слухового и
речедвигательного анализаторов к постановке звуков, показываю упражнения на
развитие артикуляционной моторики, дыхания, слухового внимания и
фонематического восприятия.
На этапе формирования первичных произносительных умений, демонстрирую
игры и упражнения, направленные на развитие слухового образа звука, уточнение
артикуляции звука, автоматизацию на различном речевом материале,
дифференциацию произносимых звуков.
На заключительном этапе формирования коммуникативных умений и навыков
у дошкольника развивается умение использовать автоматизированные звуки в
спонтанной речи, формируется навык самоконтроля. На индивидуальных занятиях
предоставляю родителям возможность познакомиться с приёмами работы по
заучиванию стихотворений, составлению предложений по картинке, пересказу
текстов.
15
Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий
большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при
умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй
становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации образовательного процесса
Предлагаемая
программа
исправления
нарушения
произношения
характеризуется следующими особенностями:
1.
При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения
отдельных элементов артикуляции данного звука;
2.
Вместо обычного, слитного, произношения вводится длительное
произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их
произнесение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в
целом затруднительное на первом этапе произношение;
3.
Упорядочены тренировочные упражнения некоторых видов работ с
целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от
простого к более сложному. Например, вначале произносятся слова, в которых
ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для
произнесения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются
раздельно.
Программа коррекции звукопроизношения рассчитана на 1 год обучения, с
детьми 5 – 7 лет. Направлена на преодоление у детей речевых нарушений путем
проведения индивидуальных занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 20
минут. Количество часов рассчитанных на постановку и автоматизацию отдельных
звуков: 1 час в неделю – 8часов в месяц, от 2 месяцев до 1 года, длительность
периода коррекционной работы будет зависеть от ряда факторов: степени
сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,
регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
1.
Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок);
2.
Обеспечение
психолого-педагогической условий (коррекционная
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей
ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности,
соблюдение
комфортного
психоэмоционального
режима;
использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности;
3.
Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с дислалией и
16
ФФН; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на
решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,
приёмов,
средств
обучения,
специализированных
образовательных
и
коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные
потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных коррекционных занятиях);
4.
Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5.
Обеспечение участия всех детей с нарушением речи, независимо от
степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных,
культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий;
Условия и средства реализации программы
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда
в соответствии с
Программой обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
детей, экспериментирование с доступными детям материалами ;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в
группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку
проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в
свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,
самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в
себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию
образовательной программы, учитывает национально-культурные, климатические
условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывает
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная,
трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Название
образова-
Центр речевого развития в кабинете Информационные
логопеда.
и
технические
17
тельной
области
или
тематического
блока
Речевое
развитие
Материалы, оборудование
средства
обучения
1.Зеркало .
2.Стульчики и стол для занятий у
зеркала.
3.Соски, одноразовые шпатели, вата,
ватные палочки, бумажные салфетки.
4.Спирт, спиртовые салфетки.
5.Дыхательные тренажеры, игрушки и
пособия для развития дыхания (
воздушные шары,«Мыльные пузыри»,
перышки, сухие листочки, лепестки
цветов, трубочки и т.д.).
6.Картотека
материалов
для
автоматизации и дифференциации
звуков всех групп (слоги, слова,
словосочетания,
предложения,
потешки,
чистоговорки,
тексты,
словесные игры).
7.Логопедический
альбом
для
обследования звукопроизношения
8.Артикуляция звуков в графическом
изображении.
9.Предметные картинки по изучаемым
лексическим
темам,
сюжетные
картинки, серии сюжетных картинок.
10.Алгоритмы,
схемы
описания
предметов и объектов.
11.Лото, домино по изучаемым
лексическим темам.
12.Небольшие игрушки и муляжи по
изучаемым темам, разнообразный
счетный материал.
13.Предметные и сюжетные картинки
для автоматизации и дифференциации
звуков всех групп.
14.Настольно-печатные дидактические
игры
для
автоматизации
и
дифференциации звуков всех групп.
15.Настольно-печатные
игры
для
1.Магнитафон.
2.CD с записью
бытовых шумов,
«голосов
природы», музыки
для релаксации
3.Серия
презентаций
в
соответствии
с
календарнотематическим
планом .
4.Компьютер,
Программное
обеспечение
и
Интернет-ресурсы:
http://www.logoped.
org
http://logoburg.com
http://www.logoped.
ru
http://logopediya.co
m
18
совершенствования грамматического
строя речи.
16.Раздаточный материал и материал
для
фронтальной
работы
по
формированию навыков звукового и
слогового анализа и синтеза, анализа и
синтеза предложений (разноцветные
фигуры, схемы для определения места
звука в слове, магниты, фишки т.п.)
17.
Раздаточный
материал
для
развития мелкой моторики (прищепки,
колечки, шарики су-джок, шнурочки и
др.)
18. Алфавит, магнитная азбука.
19.Слоговые таблицы
20.Карточки со словами и рисунками
для
составления
и
чтения
предложений.
21.Букварь Жуковой
22.Игры и пособия для обучения
грамоте и формирования готовности к
школе.
3.3. Перечень программ используемых в работе с детьми.
1. «Исправление недостатков произношения у школьников» Е. Ф. Рау, В. И.
Рождественской;
2. «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичевой ;
4.
В. С. Володина. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2009;
5.
Т. С. Резнеченко, О.Д. Ларина. Говорим правильно (на звуки [р]-[рь])-Москва
«Росмэн», 2002;
6.
Т. С. Резнеченко, О.Д. Ларина. Говорим правильно (на звуки [с] -[з]-[ц])Москва «Росмэн», 2003;
7.
Т. С. Резнеченко, О.Д. Ларина. Говорим правильно. Дифференциация
согласных - Москва «Росмэн», 2004;
8.
Н. И. Соколенко «Посмотри и назови» Дидактический материал по
исправлению недостатков произношения у детей. Книга первая. Свистящие звуки.
Шипящие звуки.- Москва «Библиополис», 1997;
9.
Н. И. Соколенко « Посмотри и назови » Дидактический материал по
исправлению недостатков произношения у детей. Книга вторая. Звуки Л - Ль; Звуки
Р-Рь, Москва «Библиополис», 1997;
10.
Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей:
дидактический материал для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. –
М.: Издательство ГНОМ, 2011;
19
11. Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков
Р, Рь у детей:
дидактический материал для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. –
М.: Издательство ГНОМ, 2011;
12. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения
свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и
родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012;
13. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения
шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и
родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012;
14. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 4 для закрепления произношения
шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и
родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012;
15. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /
Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Дополнительный раздел
4.1. Аннотация к рабочей программе дошкольного коррекционного
образования детей с дислалией и ФФН
В основе разработки
программы пособие для учителей – логопедов
«Исправление недостатков произношения у школьников» Е. Ф. Рау, В. И.
Рождественской; «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф.
Фомичевой.
Цель программы – коррекция различных нарушений звуковой стороны речи.
Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к
формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Программа
строится
на
принципе
личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает социально -коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей
от 5 до 7 лет в различных видах деятельности с учётом их возрастных,
индивидуальных и физиологических особенностей.
Срок реализации программы один год.
Целью программы коррекция различных нарушений звуковой стороны речи,
предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной
образовательной организации и родителей дошкольников на основе использования
современных программ и технологий в условиях реализации ФГОС.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательны и
организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку; цели и задачи
реализуемой Программы; принципы и подходы в организации образовательного
процесса; раскрывает понятие дислалия и пути ее коррекции, характеристику детей
с ФФН; планируемые результаты освоения программы.
20
Содержательный раздел включает в себя содержание программы, а именно,
раскрывает направления коррекционной работы ,интеграцию деятельности учителя
логопеда и воспитателя; вариативность форм, методов и средств, используемых в
организации образовательного процесса; особенности взаимодействия с семьями.
Организационный раздел содержит: особенности организации образовательного
процесса; материально-техническое обеспечение программы; перечень программ
используемых в работе с детьми.
Эффективность коррекционно-развивающей работы детском саду во многом
НОД
Образовател
ьная область
Базовый
вид Периодичность
деятельности
в неделю
в год
Развитие фонетико- 2
64
фонематической
системы языка
зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Форма
организованного взаимодействия специалистов – это служба образовательного
сопровождения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его
родителям, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных
с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с нарушениями речи.
Также очень важно взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников.
Поэтому участниками программы: «Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников» являются ребенок – педагог – родитель.
Учитель-логопед
привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему
методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме
на вечерних приемах, в отведенный день для консультаций, в индивидуальных
тетрадях детей, родительских собраниях, мастер-классах,
на информационном
стенде в группе и официальном сайте МБДОУ - детский сад № 469.
5. Приложение
5.1. Учебный план непосредственной образовательной деятельности
5.2.Индивидуальный план непосредственной образовательной деятельности
Обследование Проводится на основе альбома по развитию
2 часа
речи
речи «Говорим правильно» В. С. Володиной
Развитие слухового внимания, памяти,
фонематического восприятия:
- различие на слух неречевых звуков и их
6 часов
направление
Подготовка
- различие речевых звуков, звукоподражаний
артикуляционного
- воспроизведение звуков
аппарата
к
Овладение
комплексом
пальчиковой
постановке звуков
гимнастики:
- мозайка
- пальчиковая гимнастика
- физкультминутки
21
Формирование
произносительных
умений и навыков
Совершенствование
фонематического
восприятия
и
навыков звукового
анализа и синтеза
(проходит
параллельно
с
коррекцией
звукопроизношения)
- координация движений в сочетании с речью
Формирование и развитие артикуляционной
моторики
до
уровня
минимальной
достаточности для постановки звуков:
- артикуляционная гимнастика
- самомассаж
- упражнения для губ и щек (улыбка,
заборчик, трубочка, хоботок, бублик)
- упражнения для языка (статические –
лопаточка,
чашечка,
иголочка,
горка,
трубочка, грибок; динамические – часики,
змейка, качели, футбол, почистим зубки,
катушка, лошадка, гармошка, маляр, вкусное
варенье, оближем губки)
- развитие речевого дыхания
Устранение дефектного звукопроизношения
1.
Постановка
звуков
в
такой
последовательности:
свистящие С, З. Ц, С, З’
шипящие Ш сонор Л шипящий Ж соноры Р,
Р’шипящие Ч, Щ
2.
Автоматизация каждого исправленного
звука в слогах.
3.
Автоматизация звуков в словах.
4.
Автоматизация звуков в предложениях.
5.
Дифференцирование звуков:
С-З, С-С, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш, Ч-С/Ч-Т, Ч-Щ; Щ-С/Щ-Т/Щ-Ч, ЩШ; Р-Л, Р-Р/Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л
Формирование звукового анализа и синтеза
слова:
- понятие «звук», «слово»;
- звук в начале слова, в конце слова;
- последовательность звуков;
- место звука в слове;
- определить порядок звуков в сочетаниях
АУ, АУИ и т.д.;
- анализ и синтез односложных слов
гласные (У, А, И, О)
согласные (П, Пь, Т, Ть, К, Кь, М, Мь. Л, Х,
С)
Формирование и развитие слухового анализа:
- различение и дифференциация звуков на
слух;
6 часов
28
часов
6 часов
2 часа
22
- деление слов на слоги;
- составление звуко – слоговой схемы слова.
Развитие навыков связной речи:
- составление простых предложений по
картинке с опорой на демонстрацию 2 часа
Развитие
связной
действия;
речи
на
базе
- составление предложений по вопросам.
отдельно
Совершенствование связной речи:
произносимых слов
- диалог и монолог;
(апрель – май)
- игры – драматизация сказок и рассказов, 2 часа
рассказ – описание, пересказ, творческий
рассказ.
5.3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Последовательность автоматизации поставленного звука
Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
Автоматизация звука в предложениях;
Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
Автоматизация звука в разговорной речи.
23